Глава – 3
Часть - 2.
ПЧЁЛКИ
Автор данного текста не известен.
1. Вступление
Перед праздником Рождества, в селе Покровском, на церковных воротах появился огромный плакат, на котором большими буквами было написано, что 25 декабря по старому стилю в местной школе состоится доклад приезжающего в деревню агитатора на тему «Откуда произошла вера в Бога», а после доклада последует беседа по этому вопросу. Такие же плакаты были наклеены на дверях школы и других учреждений. Население заинтересовалось вопросом; особенно же заинтересовала беседа. Споры о чём бы то ни было, крестьяне слушали охотно. Но кто, же будет беседовать с приезжим агитатором?
2. Деревенский апологет
В трёх верстах от деревни жил на пасеке всей деревне известный мужичок, Демьян Лукич Кислый. По фамилии его, впрочем, никто не звал, все звали Иван Лукич, или просто Лукич. Он был крепкий, не старый человек. В молодости он ходил на каменные работы по большим городам, бывал в Воронеже, Одессе, Киеве, работал в обеих столицах. От природы он был весьма любознательным: сам выучился читать, писать и считать. В городах он присматривался к людям и их жизни; любил порасспросить знакомых о всех интересовавших его явлениях. Он прочитал немало книг и слыл среди своих товарищей за человека знающего. Жизнь в городе с её шумом и суетой ему не нравилась. Он всегда с радостью возвращался в родную деревню.
Лет десять назад он совсем перестал ходить на каменные работы, завел себе пасеку и ею кормился. Он очень любил природу и по-детски умилялся ею, благоговея перед всяким созданием Божием, будь то растение какое-либо, травка, цветок или животное, птица, насекомое. Во всём он видел премудрость Божию. Небо же со своими ярко светящимися звёздами всегда приводило его в восхищение. Он устроил себе на высоком дубе очень удобную кровать и, лёжа на ней, не смыкал иногда всю ночь глаз, вперив их в небесный свод, любуясь дивным зрелищем звёздного неба.
Жители деревни относились к нему с уважением, называли его мудрым человеком и часто обращались к нему за разрешением разных вопросов. Любил он потолковать с ними о божественном. Он говорил толково, выразительно и убедительно. Его-то и решили крестьяне просить побеседовать о Боге с приезжим докладчиком. Но Демьян Лукич отказывался исполнить их просьбу. «Что я буду говорить с этими безбожниками? Они будут только насмехаться над нашей верой. Их мы не убедим. Видно уж пришло время такое, когда беззаконие распространится по всей земле. Но просители не отставали от него, указывая, что нужно защищать веру не ради этих безбожников, а чтобы предостеречь от соблазна верующих крестьян. А то из них некоторые стали колебаться. Долго уговаривали Демьяна Лукича. Наконец, он дал слово придти на беседу, но оговорился, что, может быть, не вступит в собеседование.
«Кто их знает, что они будут там читать! – может быть, такое учение, что мне и не понять. В Бога они не поверят, им разумом доказывай. А разум-то у меня мужицкий, деревенский: что я буду говорить?!» – «Бог вразумит, что сказать», – успокаивали его просители. Демьяну Лукичу самому хотелось послушать доклад. Для него было бесспорно, что вера – дар Божий. Человек рождается и умирает с этим даром. Демьян Лукич не мог даже представить себе, чтобы разумный человек мог жить без Бога. Всех безбожников он считал обманщиками: «они только притворяются, что не веруют в Бога, а в душе всё-таки тлеет эта вера».
Как, в самом деле, будут доказывать безбожники, что нет Бога? Этот вопрос интересовал Ивана Лукича. И он жаждал послушать его разъяснение. Он решил идти не с целью опровергать безбожников, а лишь ради любопытства: интересовался послушать умных и учёных людей.
3. Доклад
Доклад был обычного содержания. Докладчик доказывал, что первобытные люди верили в Бога под влиянием страха. Они приходили в ужас от таких явлений природы, как гроза, молния, буря, землетрясение, и думали, что их творит какая-то неведомая сила. Эту невидимую силу они и стали боготворить, признавать Богом и почитать как хозяина и распорядителя всех явлений.
«Вот откуда произошла вера в Бога, - восклицал докладчик, – из страха первобытных людей, из непонимания природы и её законов. По страху и невежеству люди сами выдумали богов».
Докладчик делал много ссылок и указывал на верования диких людей: австралийцев, африканцев, полинезийцев, меланезийцев и т.д. Перечислял он много дикарей. Так и срывалось с его языка: перуанцы, мексиканцы, ирокезы, новозеландцы, акки, готтентоты… Он точно рисовался своими знаниями, хотел ошеломить слушателей своей учёностью. И действительно, он произвёл сильное впечатление на всю публику. Молодёжь, заражённая атеизмом, ликовала и дружно аплодировала докладчику. Верующие люди молчали. Вся надежда их на Демьяна Лукича если не совсем погибла, то в значительной степени понизилась.
4. Перерыв
По окончании доклада был объявлен перерыв на 10 минут, после
которого должна была последовать беседа по поводу доклада. Во время перерыва к Демьяну Лукичу подошёл кое-кто из его близких.
– Ну как, Демьян Лукич, чувствуешь себя? – спрашивали они его. – Что
- нибудь скажешь им?
– Да как Бог вразумит, – отвечал он смиренно.
– Уж очень мудрёно говорил он, – заметил один приятель, – сколько этих
самых народов на свете и какая вера у них! Страсть! Что тут ему скажешь, когда он тебе всё, как по пальцам, выкладывает!
– Не пойти ли нам домой, Демьян Лукич? – обратился самый близкий
приятель. – Чего с ними связываться? Засмеют только.
– Посидим немного, послушаем, что они ещё будут говорить, – успокаивающе ответил Д.Л., при этом тяжело вздохнул. А сам подумал в это время: «Какой народ маловерный! Даже близкие люди готовы бежать, боятся насмешек. Да пускай смеются. Это уж совсем привело в отчаяние его друзей. Они поспешили отойти от него и уселись в самых задних рядах.
Д.Л. остался один у кафедры, которая возвышалась над ним, как
судейский стол. Его мало трогали верования всех этих заморских племён. «Пусть веруют, как хотят, это их дело, нам за них не отвечать. Свою бы веру в истинного Бога сохранить чистой и непорочной». По привычке он углубился в свои мысли о Боге. Он и не заметил, как прошёл перерыв. Пробудил его от мыслей новый голос, раздавшийся с кафедры. Это был председатель собрания, прибывший в деревню вместе с докладчиком.
5. Диспут
Председатель обратился к слушателям с призывом возражать докладчику или задавать вопросы. Но из многочисленной публики никто не отозвался на его приглашение. Молчал и Д.Л. Все направили свои взоры на него, но и после второго и третьего предложения председателя он молчал по-прежнему. Наконец, кто-то из присутствующих крикнул:
– Просим возражать Демьяна Лукича!
– Вы будете возражать? – обратился к нему председатель.
– На кафедру! На кафедру! – кричали из публики.
Но на кафедре появился не Д. Л., а докладчик. Председатель уселся на председательское место, Д.Л. оставался на своём месте.
– Вот что, милый человек, – заговорил Д.Л. как-то неуверенно, откашливаясь и очень тихим голосом. Очевидно, он не привык к ораторским выступлениям перед публикой. Докладчик пригласил Д.Л. на эстраду. Новое место точно вдохновило его. Он выпрямился и снова откашлялся. Смотрел он уже бодро и уверенно; на этот раз начал громко и отчётливо.
– Много ты, милый человек, порассказал нам о разных народах и об их вере. Послушали мы тебя с удовольствием. Но только ты это ни к чему сказал, что Бога выдумали эти народы: Бог вечен и существовал ещё до сотворения мира
– Вы откуда это знаете? – перебил его докладчик, обращаясь к нему с изысканной вежливостью, не обижаясь на него за обращение на «ты».
– А вот подожди, скоро узнаешь. «Вся премудростию сотворил еси», – помолчав, начал Д.Л.. Но за спиной докладчика послышались насмешливые голоса молодёжи:
– От Писания пошёл, – хихикал один голос.
– Псалтырь читает, – смеялся другой.
Д.Л. немного приостановился, но сейчас же продолжал, повысив голос:
– Не от Писания я хочу спросить, а от жизни, от видимых дел Божиих. Вот у меня на пасеке есть пчёлки… – громкий смех снова перебил Д.Л. Но это его не смутило, и он продолжал:
– Так вот эти пчёлки удивительную мудрость проявляют: строят себе такие правильные да красивые ячейки, каких нам ни за что не сделать. Я где-то читал, что пчела может пристыдить своей работой даже учёного архитектора, так мудро она строит свои клеточки. А ещё мудрее она собирает и кладёт мёд. Этого уже не могут сделать все учёные всего света. Так я думаю. Вот вы, дорогие мои, – обратился Д.Л. к докладчику и окружающей его молодёжи, – разъясните мне, откуда взялась у пчёлки такая мудрость? Кто их научил делать такие мудрые дела?
Докладчик тотчас ответил:
– Нужно сказать, что пчёлы обладают так называемым инстинктом. Инстинкт и заставляет их делать эти, как вы выражаетесь, мудрые дела; инстинкт действует бессознательно. Пчелы не сознают, что они делают, их работа не понятна для них. И у человека есть такой инстинкт. Вот, например, на вас неожиданно кто-нибудь набросился; вы сразу же поднимаете руку и делаете отпор. Это вы делаете не думая. не рассуждая, а сразу, как будто сами собой руки поднялись. Это заставила их делать особая сила, которая называется инстинктом. Или ещё пример: вас вдруг осветило ярким светом и прямо в глаза, – ваши глаза сейчас же прищурятся, и зрачок сделается меньше. Уже. Это сделалось без вашей воли, без всякого разума, а само собой. Вы даже если бы и захотели, иначе не можете сделать: глаз всё равно сузится, он сам себя защищает от острого, нестерпимого света. Вот это и есть инстинкт. Конечно, сам глаз не понимает, что делает, у него ведь и разума нет. Но делает он всё же полезное для себя, целесообразно, как выражаются учёные, т.е. достигает хорошей цели: глаз этим защищает себя от режущего света. Иначе он испортился бы. Вот и пчёлы работают по инстинкту, не понимая и не соображая, но с пользой для себя. Поняли теперь, в чём тут дело? – обратился докладчик к Д.Л.
Молодёжь была очень довольна разъяснением докладчика, который говорил так понятно и точно учил этого старика, как учат в школе малых ребятишек.
На вопрос докладчика, понял ли он эти разъяснения, Д.Л. ответил внушительно и наставительно:
– Я-то понял, что ты разъяснил, но ты-то не понял, что я спрашивал. Пускай пчёлки действовали по инстинкту. Это так. Но откуда же у них явилась мудрость так делать? Кто научил их этому? Кто и когда дал им эту мудрость? Вот о чём я спрашивал. Понял ли ты теперь? – в свою очередь спросил он докладчика.
Докладчик и теперь ответил бойко, без запинки, словно готовое читал по книге.
– Прекрасно понял я и в первый раз ваш вопрос. Я только не закончил своей речи. Вам теперь уже понятно, что пчёлы работают по инстинкту, бессознательно. Остаётся объяснить следующее: откуда взялся у пчёл такой мудрый инстинкт. Он создался привычкой. Инстинкт – это привычка. Мы, например, с детства привыкли ходить ногами, у каждого есть своя походка, и теперь мы уже не обдумываем, как ступать, – нога сама уже делает это по привычке, по инстинкту. И таких привычек у нас много, которых мы даже не замечаем. Вот, например, когда мы пишем, мы уже не следим за тем, как выводить буквы: сама рука выводит их по навыку: мы только за одними мыслями следим, а буквы нанизываются будто сами, без нашего внимания к ним. Такие вот привычки имеются и у животных, они вырабатывались иногда годами, тысячами лет. Пчёлы выработали свой инстинкт в течение долгого времени. Теперь должно быть для вас ясно, откуда взялся у пчёл инстинкт, кто им дал поразительную мудрость строить свои гнёзда и класть в них мёд. Привычка всё объясняет.
И это объяснение докладчика, высказанное ясно, отчётливо, подтверждённое примерами, было настолько убедительно для окружающей его молодёжи, что привело её в восхищение.
- Продолжение следует -